43 упражнения для развития творческого мышления
Закройте глаза. Подумайте об одном из предметов, находящемся в комнате. Не открывая глаз, перечислите как можно больше признаков этого предмета. Откройте глаза и запишите все, что запомнили, по-прежнему не глядя на предмет.
Выберите стихотворение, которое вам нравится. Используйте его последнюю строку в качестве первой строки вашего собственного стихотворения.
Куда вы идете, когда хотите немного отдохнуть? Напишите об этом месте.
В 400 словах опишите идеальное место, где вы хотели бы жить.
Напишите, что вы сказали бы незваному гостю, заглянувшему к вам в 3 часа ночи.
Напишите рассказ, начинающийся словами: «Однажды у меня была возможность... но я ее упустил».
Письмо в прошлое. Напишите письмо себе 10-летнему.
В 200 словах опишите свою первую игрушку.
Напишите о самом трудном решении, которое вы когда-либо принимали.
Напишите о самом легком решении, какое вы когда-либо принимали.
Напишите рассказ о пустом стакане.
Вспомните о самом скучном дне в вашей жизни. Опишите его, но помните, что ваш рассказ не должен быть таким же скучным.
Начните статью на 500 слов так: «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил...»
Напишите объяснительную, почему вы не занимаетесь улучшением своих письменных навыков ежедневно.
Напишите рассказ о синем предмете.
Представьте, что находитесь в комнате, полной людей, но вы в ней единственный слепой. Запишите, какими вы видите помещение и людей в своем воображении.
Составьте список всего, чего боитесь. Выберите один страх и напишите о нем.
В 200 словах опишите жаркий день.
Чем вы занимаетесь в ненастье? Напишите об этом рассказ в 250 слов.
Напишите о том, какими яствами вы угостили бы злейшего врага.
Подумайте о человеке, которого можно назвать слишком гордым. Опишите поведение этого человека.
Используя 150 слов, опишите внешность, род занятий и привычки человека по имени, скажем, Анатолий Бубликов.
Перечислите 50 поступков, которых вы никогда не совершите.
Напишите монолог от лица свежесрезанного цветка.
Сочините рассказ, используя ключевые слова: «инструктор-собаковод», «закон», «пляж», «булочка».
Напишите монолог чистого носка, по ошибке попавшего в холодильник, забитый продуктами.
Перечислите 15 причин выучить иностранный язык.
Почему учитель собирается сменить карьеру? Назовите не менее 10 причин.
Перечислите 7 худших фраз, которые можно сказать только что уволенному человеку.
Напишите короткое гневное выступление из 7 абзацев, начиная каждый из них выражением «Растет как сорная трава».
Напишите короткий рассказ, используя слова: «проповедник», «монета», «расческа», «лестница», «колодец».
Напишите короткую историю с таким сюжетом: клоны Элвиса Пресли завоевали мир.
Придумайте не менее 7 причин, включая самые невероятные, почему продавец антиквариата покинул свой городок.
Напишите монолог от лица единственного дерева, оставшегося на месте леса после того, как все другие деревья спилили.
Перечислите 8 заслуживающих внимания причин, оправдывающих лжеца.
Напишите короткий рассказ, используя слова: «священник», «кольцо», «сад», «бинокль».
Предложите 5 вариантов вставок к следующей просьбе: «Пожалуйста, не мните ___, потому что (иначе, а то) ___».
Перечислите 10 вещей, за которые вы отдали бы последние 500 рублей за неделю до зарплаты.
Сочините историю, используя слова: «дедушка», «фотоальбом», «почта», «спички».
Назовите 7 обстоятельств, из-за которых может покраснеть драматург.
Напишите монолог от лица ложки, попавшей в посудомоечную машину.
Вы возвращаетесь домой из магазина. Перечислите 10 причин, включая самые невероятные, почему входная дверь вашей квартиры распахнута.
Напишите инструкцию, как научить домашних тараканов отбивать чечетку.
читать дальше1. Закройте глаза. Выберите любую вещь в вашей комнате и сфокусируйтесь на ней. Не открывая глаз, в деталях вспомните, как выглядит этот предмет. Через три минуты или больше откройте глаза и, не глядя на предмет, опишите его как можно более подробно.
2. Картина достойна того, чтобы быть описанной. Возьмите с полки пыльный альбом и выберите четырнадцатое по счету фото. Можете открыть альбом с любой стороны, но обязательно остановитесь именно на четырнадцатой фотографии. Смотрите на него, изучайте 2-3 минуты. Затем заведите будильник (или поставьте таймер) на десять минут и за это время опишите чувства, которые вызывает у вас это фото. Не сдерживайтесь. Просто пишите.
3. Возьмите с верхней полки большущий словарь. Почему бы вам не сдуть пыль с обложки и не выбрать наугад 10 слов? Ни за что не смотрите на значение, сосредоточьтесь только на словах. Запишите выпавшие слова на чистый лист бумаги. А теперь давайте позабавимся и придумаем собственные значения для этих слов. Какие мысли вызывают у вас эти слова? Как по-вашему, что они могут означать?
4. У всех сказок должен быть счастливый конец. Все мы знаем такую чувственную сказку, "Золушка". Да, когда принц нашел Золушку, это было так романтично. Но хэппи-энды временами бывают такими… скучными. Такими банальными. Такими… счастливыми. А что если бы туфелька подошла одной из сестер? Что бы случилось тогда? Проявите фантазию. Если вам так нравится, пусть будет смешно, если не нравится – грустно. Или побудьте Альфредом Хичкоком [Заметка: британский режиссер и сценарист, большинство фильмов которого сняты в жанре напряженного триллера, мастерски создавал в своих фильмах неопределенную и напряженную атмосферу. За более подробной информацией прошу в Википедию]. Напишите свой конец для сказки о Золушке, но с одним условием: пускай туфелька подойдет одной из стервозных сестричек. Что будет делать наш Прекрасный Принц. Как Золушка справится с этим? И не стоит забывать о Крестной Фее. Начните свою историю с этого.
5. Выберите понравившийся вам стих. Возьмите последнюю строчку из этого стиха и используйте ее в качестве первой строчки своего собственного.
6. Составьте список всех клише (короче, фраз, которые традиционно используются в определенной ситуации), которые вы знаете. Затем выберите тот, с которым вы лучше всего знакомы, или тот, который дает волю фантазии. Используйте его в первой строке своего стихотворения. Использовать его можете буквально или образно, не важно.
7. Электричество изобрели не так уж давно. Придумайте (и запишите) 12 вещей, которыми можно заняться, когда отрубают электричество.
8. Составьте список из сорока событий, которые произошли с вами в этом месяце. Они могут быть забавными, смущающими, счастливыми или даже приводить в ярость. Затем выберите один пункт из этого списка и напишите о нем.
9. Опишите, что вы чувствуете прямо сейчас через запахи. Если вы чувствуете разочарование, опишите, как оно пахнет, что вам напоминает этот запах. Используйте яркие слова. Не скупитесь на прилагательные.
10. Теперь вам нужно сочинить стихотворение о вещи (или о чем там), которую можно как-либо отнести к вам. Для начала, выбери такую вещь. Затем составь список причин, по которым, по вашему мнению, эта вещь может вас описать. Какой пункт в списке самый внушительный? Какой из них наиболее хорошо передает ваш образ? Как только сделаете выбор, составьте список вещей, которые помогут этот образ поддержать. Постройте стих, основываясь на этом. P.S. С этим пунктом у меня вышла заминка, более точно сформулировать не получается, так что, если кто решит помочь, буду очень признателен.
11. Ниже приведены три набора слов. Используйте все слова из каждого набора для написания трех маленьких рассказов в 300 или менее слов. Для твердолобых: один набор - один рассказ, использовать все слова обязательно, порядок не важен.
Первый набор: скрепки, директор (начальник), коробка для завтрака, качели, девочка с розовой ленточкой (в волосах, естественно).
Второй набор: биология, классная карта, иностранный студент, лист (не обязательно бумажный), проба (образец) крови.
Третий набор: пишущая машинка, картотечный шкаф, дырокол, клерк (офисный служащий, секретарь), копировальная бумага, сторож (вахтер).
12. Напишите о короткой, но страшной встрече с одним из своих старых учителей (у некоторых они еще нынешние).
13. Напишите о самом странном дне на вашем рабочем месте.
14. Переезд с одного места на другое, из одного дома в другой, это большая проблема. Напишите об одном из самых запоминающихся переездов.
15. Напишите иронический рассказ. В главных ролях: учитель и распределительный щиток. Место действия: лаборатория (думаю, учитель физики подойдет).
16. Куда вы пойдете, чтобы отдохнуть от родных, работы и т.д.? Напишите об этом месте.
17. 400 слов. 400 слов об идеальном для вас месте.
18. Напишите о том, чтобы бы вы сказали незваному гостю. Дабы сделать ситуацию поострее, представим, что гость заглянул к вам часика эдак в три-четыре.
19. Напишите рассказ, начиная со слов «Однажды у меня была возможность… но я ее упустил»
20. Какой, по вашему мнению, цвет у голода? Опишите почему.
21. Напишите письмо десятилетнему себе
22. У вас есть 200 слов, чтобы описать свою первую игрушку. Ну, или хотя бы ту, которую помните.
23. Перепишите сказку о Белоснежке с точки зрения Скромника, одного из семи гномов.
24. Давайте представим, что ваша жизнь – книга. На обратной стороне красивой обложки напечатана аннотация в 100 слов. Напишите аннотацию.
25. Напишите о самом сложном решении в вашей жизни.
26. Напишите о самом легком решении в вашей жизни.
27. Напишите историю о пустом стакане.
28. Расскажите о самом скучном дне вашей жизни. НО! Имейте в виду, что ваш рассказ не должен быть таким же скучным.
29. Начните письмо на 500 слов с фразы «Если бы я мог что-то изменить, я бы изменил…»
30. Написать оправдание для объяснения причин, по которым вы не работаете. Тут многозначное довольно предложение получается. Может подразумеваться как обычная работа, так и работа над собой (например, почему я не улучшаю свои письменные навыки каждый день).
31. Расскажите что-нибудь интересное о синем предмете.
32. Итак. Вы в комнате, полной людей и среди всех вы – единственный незрячий. Опишите комнату и людей в своем воображении. А как это написать – ваши проблемы!
33. Составьте список «20 вещей, которых я боюсь». Выберите один из страхов и напиши о нем.
34. Начните рассказ со слов «Часы подмигнули…». Да, да, сам понимаю, что бред. Но нашел на английских сайтах пару фразу рассказов, которые так начинаются. Если уж эти пожиратели крекеров смогли, то нам тем более как нефиг делать.
35. Составьте список из десяти проблем (вызовов), с которыми вы столкнулись за последние три месяца. И, как обычно, выберите один из пунктов и напишите про него.
36. Придумайте «горячий», актуальный или сенсационный вопрос и сделайте из этого новость.
37. Напишите историю, используя следующие слова: лицемер, банка печенья, город, телефон.
38. Каким, по-вашему, должен быть идеальный отдых? Задолбалось уже это писать, но опишите, пожалуйста.
39. Напишите гиперболизированную (короче, с преувеличениями) историю о каком-нибудь недуге или болезни (кашель, жар, астма и т.д).
40. Составьте список из 20 вещей, которые вас раздражают. Напишите об одной из них.
41. Напишите о времени, когда вы от кого-то прятались, или когда вы скрывали свою настоящую личность.
42. Выберите одну свою физическую особенность (избыточный вес, слишком длинные и худые руки, лысина, нос бабы-яги, уши Шрека, глаза на заднице) и напишите, как вы можете ее изменить или скрыть.
43. На какие мысли вас наталкивает фраза «струна юмора» (тут возникли проблемы с переводом, но, исходя из контекста, могу предположить, что это значит «тонкая шутка» или «тонкий юмор», хотя нельзя исключать, что использован буквальный смысл).
44. Поставьте Шэгги (друга Скуби-Ду) и Бэтгёрл (девушка-бэтмен, для тех, кто не в курсе) в один лифт и опишите эту сцену в двухстах словах.
45. В двухстах словах объясните, что вы думаете о следующей метафоре: «приправа счастья». Прим.пер. в английской версии использовалась фраза «a garnish of joy». Перевод получался довольно дебильный: «Гарнир радости», поэтому я заменил на ближайший по значению синоним, метафора при этом смысла не потеряла. Словом, метафора эта в русском языке используется совсем другими словами, поэтому нам, русскоязычным ребятам, будет куда интереснее с английской версией. Если кому-то ни в какую не понятно значение, то можно обратиться в ЛС, либо поискать самому.
46. Опишите жаркий день за 200 слов.
47. В пятистах словах или меньше напишите о «солнечном блюдце». Прим.пер. опять английский язык тр****т нам мозги. Вроде и солнечное блюдце можно буквально воспринять, и может быть просто красивая желтая тарелочка, и просто солнечный диск можно приняться описывать. Но ведь нет! На самом деле «a plate of sunshine» означает блюдо, главным ингредиентом которого является фрукт манго (или апельсинка)! Причем приготовлено оно может быть самым разным образом. В русской интерпретации можно даже блинчик вместо манго взять, чем не солнце? А в остальном воля ваша, выбирайте любой вариант.
48. В течение пяти минут просто пишите, руководствуясь фразой «Стерпишь гнев – горе уйдет».
49. Чем заняться в дождливый день? – 250 слов.
50. Придумайте и напишите историю о городе, который лишился поставок сахара. (Тут тоже возникла заминка с переводом. Если кому интересно, можете перевести самостоятельно, может что-то получше выйдет, тогда и мне сообщите).
51. Составить список из 10 вещей, которые вы можете сделать с оберточной бумагой (в словарике сказано «папиросная бумага», мне показалось, что звучит глупо, поэтому перевел вручную). Выберите один из пунктов и напишите о нем поподробней.
52. Напишите письмо на тему «Непостоянный перст судьбы».
53. Ммм. Какая классная темка! Напишите, чем бы вы накормили своего злейшего врага.
54. Подумайте о «признаках гордости» человека (можно перевести как «предмет гордости») и пишите об этом в течение пяти минут.
55. Напишите письмо в 150 слов человеку по имени Маргарет Мэллори [Заметка: Маргарет Мэллори – известная в Британии писательница любовных романов в средневековом антураже; на русский язык переведено три книги. Можем заменить неизвестную нам даму на какую-нибудь русскую писательницу, например, Марина Цветаева. Выбирайте на свой вкус].
56. Напишите о том, как хорошие вещи становятся плохими.
57. В своей истории используйте все приведенные слова: пластиковая бутылка, хоккейная шайба, грязный носовой платок, помятая записка, скрипящая дверь (можно использовать метафору вроде «ревущая дверь», главное условие – «дверь» должна быть существительным).
58. Представьте, в баре к вам подсел пьяный парень, решивший, что вы его приятель. Спьяну он начинает исповедоваться вам, напишите его «исповедь».
59. Напишите статью (или еще что-нибудь) о радостных моментах жизни.
60. Напишите про самую большую ложь, которую вы когда-либо говорили.
61. Составьте список из 5-8 имен своих родственников, опишите внешность каждого из них в 50 словах или менее. При желании, можно описать еще и характер, но тогда это еще дополнительные 50 слов.
62. Напишите рассказик, начиная со слов «Эта забавная история случилась со мной по пути в…». Можно перефразировать. А еще можно придумать, но лучше расскажите о том, что было на самом деле.
63. Возьмите за основу любую метафору из стихотворения вашего любимого поэта. И, опираясь на нее, свободно пишите в течение пяти минут. Прим.пер. В оригинале использована строчка из стихотворения-метафоры американской поэтессы. Стихи у нее довольно глубокие, я тут почитал, но, к сожалению, перевода приведенного там стиха нет в природе. Насколько я понял, писательница сравнивала беременную женщину, вышедшую погулять, с большой и толстой дыней, стоящей на двух усиках.
64. Составьте список из 10-15 вещей, которые стоит оберегать (материальных и не очень), затем выберите одну из них и напишите, почему ее стоит беречь.
65. Напишите о Дне Святого Валентина не упоминая следующих понятий: День Святого Валентина, купидон, любовь, розы, цветы, Февраль.
66. Какую самую ужасную еду вы когда-либо ели? Напишите об этом так, будто вы пробуете ее прямо сейчас.
67. Напишите статью про обман (ложь), уложитесь в 300 слов.
68. Начните рассказ со слов «Я думал, что видел…»
69. Эрика Йонг говорила: «Если вы никогда не рискуете, вы рискуете еще больше». Напишите, что вы об этом думаете (напишите что-то вроде сочинения-рассуждения).
70. Выберите персонажа мыльной оперы (думаю, у нас мало кто их знает, так что сойдет и литературный персонаж) и поместите его в пригородный поезд, идущий по дороге возле моря. Прим.пер. тут кое какие проблемы с точным переводом были, буквально не получается, поэтому написал так, как, на мой взгляд, ближе всего по смыслу.
71. Напишите о воспоминании, связанном с каким-нибудь праздником.
72. Напишите о занятии, которое вы не любите.
73. Используйте следующие слова в своей истории: ураган, фонарик, газонокосилка.
74. Возьмите ваш выпускной альбом (у кого есть; другим и обычные сойдут) и выберите одного из ваших одноклассников. Напишите, чем, по вашему мнению, он сейчас занимается (имеется в виду работа, секция и т.д). Вперед, действуйте и воображайте. Постарайтесь написать красиво, в художественном стиле.
75. Пролистайте журнал и постройте историю вокруг первого изображения, которое увидите.